natalija_khaf (natalija_khaf) wrote,
natalija_khaf
natalija_khaf

Categories:

Время феноменальное, время явленное (из "Незрелых мыслей вслух...")

Не так давно, разговаривая с сыном о диалектике дискретности и непрерывности на примере физических процессов, еще тоньше почувствовала не только математическую и онтологическую бессмыленность деления на "0", но и его принципиальную невозможность. Он привел в пример простейшую формулу, известную со школьной скамьи, нахождения скорости чего-либо: v = s/t, где время объективно не может "нулевым", ибо оно всегда есть как свойство материальных процессов, всегда имеет длительность. Время (впрочем, как и пространство) - один из самых ярчайших примеров для иллюстрации соотношения дискретности и непрерывности: феноменально оно непрерывно, но оно является человеку только дискретным.

Пространство может быть непосредственно осязаемо чувствами, время мы можем только мыслить и воображать, оно - результат рефлексии (понимающего переживания и анализа) изменения себя, своих состояний, мира вокруг. Отсюда, единицы измерения времени - это итог расстановки мыслительных ловушек для него, единицы измерения пространства - итог математической объективации наших ощущений. Человек может ловить, чувствовать время, только делая его дискретным, последнее достигается тем, что человек делит время на условные единицы, считает его, выявляет в нем закономерности (в виде повторяющихся циклов, например, или - смены состояний, эпох), переживая все процессы и вещи как временные. Мы "ловим" его в сети наших единиц измерения. Пространство же для человека, изначально, имеет место быть, оно в восприятии - и дискретно, и непрерывно.

Итак, феноменальное свойство времени - его принципиальная неуловимость для человека; оно ускользает из непосредственного человеческого восприятия, оно непрерывно само по себе. Хотя, человек в своем воображении может представить эту самую непрерывность, ухватить время может только понятийное мышление человека, его
формальная логика (ибо при неформальном её варианте возможно переживание сосуществования разновременного в одномоментности).

Человек делит время на Настоящее, Будущее и Прошлое, которые есть идеальные состояния, порожденные его воображением и переведенные на язык математики. Эти состояния идеальные еще и потому, что в действительности их нет самих по себе, человек просто так мыслит время (они - не феноменальные состояния времени, но - оно явлено нам через них
нашей апперцепцией). Будущее - то, чего еще нет. Прошлое - то, чего уже нет. Настоящее - это мгновение между прошлым и будущим, точка перехода одно в другое, и в этом смысле его тоже нет.  Есть только ускользающее в своей непрерывности Время, которое полностью неподвластно человеку.

Если бы не мышление и не воображение, человек так бы и остался существом, надежно вписанным в непрерывный поток времени как в Вечное Настоящее, в котором до поры глубокого самосознания пребывают дети, например. Воображение не только позволяет рассеченное мышлением время представить в качестве непрерывности, но и создавать для человека реальность возвращения в эту непрерывность, когда прошлое-настоящее-будущее становятся вновь единой тканью - пусть и не надолго (примеры последнего: совесть как форма волевого акта присутствия прошлого в настоящем и будущем, или - слушание музыки).

Неуловимость и неподвластность времени провоцирует человека на то, чтобы приручать его. Измерять, считать время, планировать его - это форма контроля себя-во-времени (если уж нельзя время полностью подчинить, то хотя бы осознавать, направлять себя во времени). Если этого не удается, если человек часто оказывается выброшенным из этой осознанности, осмысленности, то время буквально утекает сквозь пальцы (правда, заметить это можно только из точки его фиксации и ретороспективы, т.е. из точки осознания).

Приручить время - это не позволять себе его утечки, что становится возможным, если только вовлеченность во время переживается как осознанная увлеченность им. Последняя возможна - только через переживание своей жизни как событийного ряда (ведь событие - это то, что меняет человека, выбивает его из текучести времени, когда единая ткань последнего разрывается в восприятии изменившегося в чем-то и чем-то человека, и связывается узелками), который его уплотняет или разрежает, ускоряет или замедляет.

Когда человек чем-то увлечен и ему хорошо, он не замечает течения времени (как, кстати и - во сне или состояниях опьянения), оно как бы ускоряется для него, когда человек ждет, догоняет, бездельничает, или ему плохо, или однообразие жизни настигает его, время воспринимется замедленным... Но качество явления времени для человека определяется не столько скоростью его течения для человека (так во сне, опьянении, безделии оно тоже ускоряется), сколько характером его эластичности (растяжение, сжатие) и плотности.

Так, прожить год как один день (или вообще, жизнь как один год!) - это означает, что время схлопнулось для человека в силу того, что он не фиксировал моменты его вспышек в себе... Два человека могут прожить одинаковое количество лет, но время жизни по плотности будет у них разное: один может прожить так, что событийно вместит в себя несколько жизней другого.

Растянуть конечное время отдельного человека - это максимально заполнить его собой: (само)пониманиями, самоизмнениями и самовыражениями. Только так время, будучи ноуменально непрерывным и неуловимым, явится человеку как форма реальности его бытия.

Tags: время, дискретность, мышление, непрерывность, пространство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments