natalija_khaf (natalija_khaf) wrote,
natalija_khaf
natalija_khaf

Categories:

"ни дня без строчки": самопонимание

Прочла статью Михаила Эпштейна о Скрипторике (часть 1 и часть 2). Далее, несколько мыслей-вслух о прочитанном и пропущенном сквозь собственные ощущения писательства.

1) Пока читала, в голове вертелась расхожая фраза, которая для меня с некоторых пор стала не то чтобы кредо, но - состоянием души: "ни дня без строчки". Причём, это "ни дня без строчки" - вовсе не из привычки к самодисциплинированию, а, как я понимаю/чувствую по себе, - из жажды себя, встречи с собой.

Мир вокруг - и общественная жизнь, и даже культура - отчуждают человека от самого себя, рассеивают его, отвлекая на себя и вовлекая в сети повседневности, обыденности. Ведь даже чтение тоже рассредотачивает, пока человек не начинает собирать себя через создание собственного текста - устного ли, письменного ли. Хотя, устное слово - это всего лишь предъявление и/или описание себя, какой ты есть на момент говорения, и ничего более - собранный ли, разобранный ли... Да, и иные знаковые системы (искусство и музыка) не имеют ресурса полноценного самопроговаривания, самопонимания, самоописания и самособирания вне языка самостоятельно говорящего или пишущего человека.

Поэтому, писание для меня - это способ возврата к себе, и знак именно присутствия себя, ибо тот, кто имел опыт быть самим собой, предельно чуток к даже малому выпадению из этого состояния, и переживание жажды себя есть состояние острого чувствования отчуждающего характера социо-культурного бытия.

2) Понравилось, про подростковое пробуждение к писанию (ведению дневников, например). Действительно, писание - это начало пути осознанного самосознания, расколовшего целостного человека на субъект и объект - для самого себя же. Писание - это способ самопознания, самоосмысления и обретение новой собственной целостности.

3) Конечно, писание - процесс утверждение себя. Это - след, который, подобно "бодрияйровскому соблазну", есть единство присутствия и отсутствия автора, ибо след - лишь оттиск, к которому автор не сводим и не выводим из него, но он - именно его, автора, след.

4) Когда постструктурализм утверждает, что текст пишет автора, а не наоборот, частично, в этом что-то есть. Текст вполне может собирать, даже конструировать пишущего, а сам пишущий - это вечно создающий, творящий самого же себя субъект. Но здесь важно понять, что текст не создает автора, но автор через текст, посредством использования потенциала языка, собирает, конструирует себя. Становящаяся и реализующаяся индивидуальность автора - это то, что всякий раз преодолевает власть наличествующей культуры, наличествующего поля дискурсов (напомню, что по Фуко, дискурс - это то в языковых практиках, что используется властью в качестве собственного властного ресурса).

5) Писание как процесс рождения текста - художественного ли, научного ли, философского ли, мемуарного ли: не важно какого - часто, по сути, тождественен процессам вынашивания и рождения ребенка. И в этом качестве, оно становится не столько самоутверждением, демонстрацией присутствия себя в ситуации отсутствия в следе (ибо и в детях мы не самоутверждаемся, если, конечно, родители не реализуют в детях свои же амбиции), сколько - способом обогащения мира рожденными идеями,  смыслами.
Писание - это способ конструирования мира собой, через себя, где автор - не жертва, не средство, но - источник создания и преображения мира (в этом качестве, писатель - тот, кто пишет, - подобен богу).

6) Писание - это форма существования меня - свободной, что само по себе есть ценность. Писание - это творчество, в процессе которого преодолевается власть времени и пространства, но не столько через след после меня посреди обыденности и материальности (хотя, и это имеет место быть), сколько - самим фактом нахождения в свободе.

Писание как процесс творчества есть фиксация чистого присутствия автора, его свободной воли и мышления. Писание как продукт творчества - всегда след, в котором автор оказывается отчужденным социо-культурной средой от своего творения, но - не от себя, ведь он, пусть и частично, но воплощается в своем творении. Писание - это не столько забота о следе (самоутверждении), сколько - о самовыражении и самореализации (ведь самоутверждение и самореализация/самовыражение не тождественны, более того, могут даже противостоять).

Думаю, что именно акцент только на самоутверждении вводит писателя в поле понимания творчества как "жертвоприношения" (отчужденное слово ассоциируется с отчуждением самого себя; вот как тут не вспомнить Христа, как слово, отчужденное и принесенное в жертву богом-творцом для восстановления целостности себя/мира-в-боге). Самовыражение переживает писательское творчество как любовь к слову, где последнее хоть и отчуждается, но миром, а не самим автором. В самоутверждении слово рассредотачивает автора, в самореализации - собирает и сохраняет...

______________________________

Повторюсь, на сегодняшний день писание для меня - это универсальная форма предъявления себя, собирания себя, понимания себя, удерживание себя в своей целостности. И меня мало волнует моё отсутствие в следах (хотя, конечно, след какой-то есть, не хочется только наследить), ибо текст - всего лишь один из способов моего бытования, присутствия в мире.


И, напоследок вспомнился стих Марины Цветаевой. Вспомнился, потому что подумалось: а, может, желание оставить след с помощью писания - это отголосок животного в нас, только думающего о выживании не столько в физическом пространстве, сколько - во времени.  Человеческий же смысл писания - не след, не частичное сохранение себя, а полноценное присутствие, бытование собой здесь-и-сейчас в момент написания, где я - то самое событие, которое разрывает течение времени и  протяженность пространства, когда абсолютный минимум - событие как точка - вмещает в себя вечность и бесконечность как абсолютный максимум.  Хотя, я понимаю, что другие все равно переживают мой текст как след одновременного моего  присутствия и отсутствия... Итак,  Цветаева:

                                         ПРОКРАСТЬСЯ...

А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем -
Пройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени

На стенах...
    Может быть - отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?
Так: Лермонтовым по Кавказу
Прокрасться, не встревожив скал.

А может - лучшая потеха
Перстом Себастиана Баха
Органного не тронуть эха?
Распасться, не оставив праха

На урну...
    Может быть - обманом
Взять? Выписаться из широт?
Так: Временем как океаном
Прокрасться, не встревожив вод...

        14 мая 1923



Tags: Михаил Эпштейн, писание, постмодернизм, слово, творчество, чтение
Subscribe

  • О "моральности" животных

    Данные размышления к материалам , выставленным как в преддверии круглого стола "Перспективы совместного исследования морали философами и…

  • Вновь о духовной природе человека

    К вопросу о врожденности духовной природы человека. Первые мои подходы к этому можно найти здесь и здесь . Основной вопрос относительно…

  • Ребёнок: рождение "я"

    Рождение, пробуждение "я" всегда проходит через период тотального отрицания: выделение себя из мира возможно только так - через активное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments