natalija_khaf (natalija_khaf) wrote,
natalija_khaf
natalija_khaf

Category:

Ментальность и менталитет: между "духом" и "материей".

(по следам вчерашнего заседания клуба "Диалог": предупреждаю: заумь!!!)

Ментальность и менталитет - два понятия, которые в словарях наших определяются фактически одинаково: образ мышления, общая духовная настроенность какой-либо общности, социальной группы. Можно это понять либо как то, что таким вот различным образом было переведено на русский язык исходное слово (так, в английском языке это не разводится), либо как то, что в русском языке не произошло рефлексии интуитивно по-разному используемых понятий "ментальность" и "менталитет".  Попробую отрефлексировать: вдруг чего пойму?)



Ментальность (от лат. mens - ум, сознание; в словосочетании "ментальный образ своего "я"" как раз отражена вот эта изначальная коннотация: мысленный, интеллектуальный). Если посмотреть на принцип словообразования, то суффикс "ость" означает принадлежность чего-то чему-то, или что нечто обладает чем-то. Так, по аналогии: духовность - кто-то обладает духом, одухотворенность - кто-то пронизан духом, и эту принадлежность вполне можно описать какими-то атрибутивными свойствами.

Ментальность, тогда, - это результат основного свойства сознания - быть активным в отношении мира и себя (т.е. ментальность приобретается только в активности сознания), а также это свойство конкретного человека, владеющего сознанием особым образом. Эти особенности проявляются в "привычках сознания", к которым можно отнести:
- приоритетные стили и формы мышления (аналитическое или синтетическое, стратегическое или тактическое, основанное на формальной или неформальной логике, абстрактно-логическое или образно-чувственное);
- приоритетная форма активности сознания, выражающаяся в той или иной "жизненной" стратегии "Я" (самоутверждение или освоение: "осваиваю столько, сколько необходимо для самоутверждения как самореализации" или "самоутверждаюсь для того, чтобы расширить возможности освоения как опять же формы личностной самореализации);
- приоритетная сфера, на которую направлена активность сознания - и мышления, и эмоционально-чувственной сферы, и волевой, - что также рождает его специфическую организацию (научное, религиозное, художественное и т.п.).

С другой стороны, если вспомнить словосочетания типа "ментальные особенности", "ментальное здоровье" - то здесь речь идет не только и не столько о сознании, сколько - о психике (психические особенности, психическое здоровье), а значит, - о душе: её устройстве/складе, настрое. И тогда здесь присутствуют в дополнение к сознанию (мышление, воля, чувства, эмоции) и особенности устройства бессознательного, об элементах которого, однако, мы можем говорить только на языке сознания (образов: знаков и символов; понятий). К последним относятся:
- ценности - это понятийно выраженная настроенность человека на ращзные формы самореализации;
- стереотипы и автостереотипы как мысленные представления, выведенные из эмоционально-чувственного опыта;
- архетипы как культурно оформленный опыт биологического и социального бытия, который дает о себе знать не с целью пережить принадлежность к какой-либо группе (этот аспект важен для менталитета), а определиться с самим собой, настроиться на себя, на гармонизацию себя;
- сублимированные в разных формах сознательной деятельности инстинкты или комплексы в ситуации отсутствия сублимации.

Однако, перечислив вышеназванные особенности ментального как психического, думается, что всё же это - не сама ментальность, а продукты/результаты той самой активности сознания, его взаимодействия с конкретной природной и социокультурной действительностью; продукты же ментальности, в свою очередь, участвуют в существовании различных форм духовной культуры и менталитета.  

Ментальность - это свойство сознания, позволяющее конкретному человеку вступать в "диалог" с миром (природой, обществом, культурой) и собой (например, с собственным телом). А так как сознание имеет отношение к духовной природе человека (так же как и бессознательное, ибо оно - результат активности  "духа" в отношении, прежде всего, телесной и внешне биологической данности, ну и социокультурной затем), то можно сказать, что ментальность - это способность духовной природы быть в мире, приобщаться к нему, осмысливать, отражать, выражать материальную действительность в особенностях устройства индивидуальной души. Или, по-другому, ментальность - это способность человечества "духа" в диалоге с "материей" разворачивать себя в душе, организуя и наполняя последнюю.

Менталитет. Это устойчивое мировоззрение, образ мышления и духовная настроенность (настроенность на что-то конкретное, это - ценностное и целевое полагание в конкретных природных и социокультурных условиях бытования) какой-либо социокультурной общности (этнос, конфессия, локальная цивилизация), позволяющие этой группе воспроизводить общие смыслы единого существования и реализовывать уникальный культурный опыт. Обращаю внимание на то, что менталитет - это характеристика группы, члены которой связаны реально значимыми смыслами и способами их сохранения, передачи, обновления, а также общим культурным фоном природной и социальной повседневности. Здесь важен факт не только общей настроенности, но и факт наличия общепринятых, общепризнанных форм её воплощения.

Основными элементами менталитета можно назвать следующие:
- групповые "привычки сознания";
- групповые представления (стереотипы и автостереотипы);
- архетипы как культурные коды опыта совместного осмысленного выживания;
- избранная жизненная стратегия (так, европейская цивилизация более нацелена на самоутверждение, тогда как восточная - при всей её вариативности - на освоение, и т.п.);
- уникальный ценностный узор той или иной группы (например, мужское - ведет своё бытование более в поле таких ценностей как совершенство, добро, справедливость, социальный порядок, закон, свобода как автономия и выбор, вертикальные отношения и т.д, тогда как для женского более характерен рисунок из гармонии, красоты, милосердия, спонтанности, горизонтальные отношения и т.д.);
- ценностные интерпретации как уникальное окрашивание общих ценностей в уникальные цвета (так, свобода для англичанина - это, прежде всего, свобода управления собой; свобода для француза - это свобода политического/социального действия; свобода для немца - это упорядочивание пространства собственной жизни; свобода для русского - своеволие/произвол/вольность как внешняя свобода от подчинения, принуждения; свобода для восточного человека - это более всего внутренняя свобода от любых привязанностей - психических ли, социо-культурных и т.п.; или, любовь по-мужски - это способность к самоотверженности в форме жертвования чем-то своим (вплоть до себя самого, своей жизни), а
любовь по-женски - это служение и т.д.).

Ментальность является предпосылкой возникновения и существования менталитета, тогда как внешние факторы: природа, другие социальные общности, культура влияют на содержательное наполнение менталитета групповыми ожиданиями, ответами, нацеленностями.  Для воспроизводства же менталитета (его кодирования, организации) необходимо наличие культурных единиц и социокультурных институтов; наиболее значимым из них являются следующие:
- язык во всем грамматическом устройстве и лексическом содержании кодирует основные ценности, смыслы, способы восприятия и понимания того или иного народа (например, Гете в "Материалах для истории учения о цвете" дает анализ различий латинского и греческого языков, показывая их значение для понимания "духа" греков и римлян; об этом см.
здесь на стр. 56-73; также: о связи языка и разных способов "национального" философствования); 
- традиции и обычаи;
- религиозные системы (мало того, что любая религия по факту происхождения представляет уникальный ответ этого-вот-народа на жизненные условия, религия как социальный институт обеспечивает системное и систематическое воспроизводства культурных смыслов и ценностей народа ли, конфессии;НО не только она!);
- и, как философствующая женщина, не могу не обратиться к философским традициям, которые будучи общезначимыми, тем не менее вполне выражают собой "дух" того или иного народа, породившего их (ярким примером считаю
рационализм и эмпиризм).

Но, на мой взгляд, следует понимать и помнить, что менталитет, как и ментальность, не есть духовность. Ментальность - это способность духовной природы в диалоге с миром "материи" порождать и богатый мир души, и  духовность, причем и как индивидуальное качество, и как социальное - культуру - в многообразии её форм. Менталитет  же - это уникально выраженная в мировоззрении, в образе мысли, в бессознательном и в эмоционально-чувственных переживаниях культура той или иной общности.  Также, менталитет является важнейшим фактором систематического использования, направления ментальной активности в русло своего самовоспроизводства.

Вот так вот пока. Буду рада замечаниям, сомнениям!

Tags: духовность, менталитет, ментальность
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments