natalija_khaf (natalija_khaf) wrote,
natalija_khaf
natalija_khaf

Category:

Стэнли Кубрик. Космическая одиссея 2001 (1968 г.). Второй просмотр.



Пересмотрела-таки я "Одиссею-2001" Стэнли Кубрика: восторг! В первый раз я смотрела ее где-то во второй половине 90-гг.: фильм и тогда меня потряс своими образами, загадками, музыкальным сопровождением, красочностью... Но - нынче, вглядываясь в символический ряд, я впервые открыла его мифологическое измерение. Недавно на страничке у одного из друзей (Олег Телемский) прочла интересную мысль о том, что настоящая фантастика - не столько о будущем, сколько - новое наполнение/исполнение  древнейших мифологем. И это действительно так! Вот - несколько интерпретаций увиденного мазками, которые, естественно, не претендуют на объективность и достаточность)).

1. Само название "Одиссея" разворачивает зрителя к мифологии гомеровского текста с этим же названием. Только если та "Одиссея" - более про возвращение героя к себе, то фильм - это повествование о том, как герой достигает своей Самости, созерцая себя в качестве Божественного Дитя, в качестве сверхчеловека, пу сути.

2. Интересно, что путешествие начинается с Луны, а в конце корабль, или уже сознание героя, входит в пространство созвездия Большой Медведицы. И то, и другое вызывает ассоциации с Артемидой. По ранней версии мифа об Артемиде она представляла из себя медведицу со множеством сосцов - этакий образ великой матери всей природы. В поздней версии Артемида ассоциируется с Луной - с Селеной, с полумесяцем, представляющим из себя лук богини охоты. А еще Луна ассоциируется с тёмной Ужасной Матерью. Таким образом, путешествие происходит между двумя ипостасями матери.

3. Фильм снят в конце 60-х гг. прошлого столетия. Сексуальная революция на Западе, освободившая женское/женскую сексуальность, свершилась. Не знаю, отдавал ли себе отчёт режиссёр в том, что и как он снимал до конца, но символический ряд картины - красноречив.

Во-первых, путешествие имеет своей целью достичь Юпитера. Юпитер в мифологии - бог-вседержитель, бог-отец, по сути: он - символ махровейшего патриархата. А за Юпитером, как известно Сатурн как символ поглощающего времени. Сатурн, в принципе, аналог Шивы, разрушающего в себе структуры пространства. За ними же - Уран и Нептун. Последний символ границы Солнечной системы, за которой - бездна. Интересно, в мифологии Нептун - бог-властитель моря (но - не само море!), а море и небесная бездна подобны друг другу: никакой точки опоры, точки отсчёта, но - бесформенность и безграничность... Владения женского принципа бытия. И герой переносится во "владенья Артемиды".

Во-вторых, темы бунта технического объекта, показанного в фильме, и его преодоления Дейвом - вполне себе демонстрируют ослабление патриархального дискурса, ибо техническое - это способ, прежде всего мужского бытования (подробнее можно прочесть в
моей статье). Техническое в тексте картины наследует мужской принцип бытия - волю-к-власти: отключение главного компьютера, его созданной личности, выбрасывает героя в сферу непредсказуемости и случайности. И вот он уже в своём воображении кораблём-зародышем несётся к одной из звёзд Большой Медведицы.

В-третьих, мир, в котором оказывается Дейв, странно устроен. Точка - в которой он-настоящий, он-прошлый и он-будущий существует одновременно. Женское переживание времени - не линейно, оно есть переживание момента, в котором свернуто и настоящее, и прошлое, и будущее. Вот и герой оказывается в состоянии одновременности: старик, зрелый, молодой, младенец...

4. Монолит. Отполированный. Черный кристалл. Несколько монолитов разных размеров: на Земле, на Луне, около Юпитера. Он - символ трансформации материи: перехода от животного к человека, от человека - к сверх-человеку, от не-живой материи к живой (во втором фильме). В тёмных уголках нашей души спрятан подобный кристалл - алмаз, без которого невозможна собственная трансформация в своё-иное.

Как гомеровский Одиссей встречался со множеством сущностей, благодаря которым осуществлялась его личностная трансформация, так и монолит - этакий философский камень, который одновременно и вызов, и средство пути, называемого Одиссеей.

Пока так.

Tags: Одиссея, женское, мужское, философский камень
Subscribe

  • Любовное, эротическое, субъективное

    Совершенно не планировала ничего писать к 14 февраля. Но так получилось. Сегодня я посмотрела фильм, кажется, 2020 года "Нарцисс и…

  • Баба Яга как она есть)

    17 июля в Инстаграме я побывала гостем прямого эфира , посвященного обсуждению образа Бабы Яги в культуре. Две Наташи (Наталья Вотинцева -…

  • Пограничное

    Не то чтобы пишу этот текст на День Пограничника, но сам День Пограничника спровоцировал на него... Мужское (маскулинность как она есть в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments