natalija_khaf (natalija_khaf) wrote,
natalija_khaf
natalija_khaf

Categories:

Ковид: практика дисциплинирования

Я - философ. А, значит, моей потребностью и способностью одновременно, является сомнение. Причем, сомнение не ради сомнения, а ради отделения зёрен от плевел, отделения искаженных - под влиянием эмоциональной заряженности и некритичности - представлений от более близких к истинному положению дел.

О чем же я хочу поговорить? Я хочу поговорить о ситуации почти-истеричного переживания Ковида, и возможных последствиях используемых социальных практик. Конечно, как и в любых оценочных суждениях, в моей позиции будет много субъективности. Я держу это в уме и поэтому не претендую на абсолютную истинность того, что напишу. И еще. Я уже переболела Ковидом-19.
Итак.

Первое, на что я хочу обратить внимание. Ковид - это первый опыт человечества, когда оно, буквально, болеет в online-режиме. Мы впервые в реальном времени с помощью существующих технологий считаем количество заболевших, выздоровевших и умерших. И вот это самое "впервые" завораживает, изумляет, пугает и... замыливает глаз на техники манипулирования. Создается такое ощущение, что счёт и наблюдение за количественными изменениями гипнотизируют, отшибая способность мыслить ("я считаю" отныне не столько синоним "я думаю", а именно "я считаю").

Но задумайтесь: мы просто впервые так досконально считаем. А сколько каждый день умирает от туберкулёза, СПИДа, гриппа, обычных ОРВИ с осложнениями и т.д. и т.п.? Что хотим посчитать, то получаем. Хотим поймать местоположение частицы, эксперимент ставим одним образом, хотим замерить ее волновой характер - организуем эсперимент по-другому. Но полнота картинки дается в результате обоих экспериментов. Так и здесь. Мы видим не весь кристалл заболеваемости и смертности человечества в реальном времени, а одну грань, и этой самой неполнотой человечеству тычут в лицо как самой страшной опасностью.

У человека просто повысилась температура, появился кашель и насморк (да даже с потерей обоняния! у меня, например, за жизнь так было много раз) и "у страха глаза велики!": вместо того, чтобы начинать здраво лечиться (а по осени просто идет сезонное обострение ОРВИ), он по 2-3 дня ждет в панике врача. Ну, уж если так боитесь, то примайте антибиотики из принципов предосторожности и "из двух возможных зол выбирайте наименьшее"...

Второе. Я не отрицаю, что Ковид опасен. При этом он опасен не столько скоростью и широтой распространения, ибо, например, из 10 групп, которые я учу в этом семестре (а это порядка 250 человек), до ухода на дистанционное обучение, была отправлена на карантин 1 группа (и то в ней заболел 1 человек). Т.е. из 250 человек - заболел один !!! Да, Ковид опасен именно последствиями - быстро-наступающей пневмонией (вследствие запоздалого лечения из-за ожидания анализов и КТ) и активизации хронических заболеваний. Это так. Я не отрицаю. Но любую болезнь люди по-разному переносят (даже ту же ангину)! Подавляющее большинство перенесло и переносит Ковид легко.

Поэтому, думаю, что меры, предпринимаемые для защиты от вируса на социальном уровне, не совсем адекватны. Ибо я не понимаю, как поголовное ношение масок может повысить иммунитет, как маска помогает бороться с хроническими заболеваниями (я специально передергиваю!) и спасает от заражения (тем более реформа городского транспорта в Перми такова, что автобусы стали ходить реже и, следовательно, переполненными: другой от тебя находится на расстоянии 20-25 см)? Правда, не понимаю. Или опять всех закрыть по домам тогда?

Мне говорят, но вы можете кого-то другого заразить. Да, могу. Как и многие другие могут вас заразить. Еще раз, тогда бункер - лучшее для вас место жизни. Я сама, например, заразилась еще летом, сама соблюдая все правила защиты тогда, когда все вокруг ходили в масках. И это не спасло меня от заражения.

Суть этого моего аргумента: я не могу отвечать за весь мир вокруг, за иммунитет и хронические болезни окружающих меня людей. Я отвечаю за себя и, максимум, за своих близких. Я в себе уверена. А кто не уверен, что сможет болезнь перенести более или менее легко, покупайте более качественные для защиты маски (они сейчас, славабогам, есть в продаже).

Третье. Не вижу толка в режиме дистанционного обучения. Сидение дома (вместо прогулок в сосновом бору Политеха), нахождение перед мониторами по 4-6 часов ежедневно (вместо живого общения) нисколько не повышает иммунитет, а еще угрожает новыми проблемами со здоровьем.

Мне говорят, что маски и дистант нужны для "размазывания" заболевания по линии времени из-за отсутствия достаточного коечного фонда в больницах. Но я не понимаю, почему основным способом затыкания социальных дыр (неготовность здравоохранения к потоку больных, а также, например, реализация патерналисткой модели отношения государства к человеку, и т.д.) становится нагнетание социального страха? Потому что людьми-в-страхе легче управлять? Да. Намного легче.

                 * * *
Я так люблю объём и цвет,
но чёрно-белое и плоскость
окружностью грозят вовне,
и зреет множество вопросов

к тому, каков начальный смысл
вочеловеченной вселенной,
когда – не мощь размаха крыл
над выходящей девой пенной,

а – лишь обрубки за спиной:
где нет живого впечатленья,
там – симулякр нутряной,
и мир – Ничто. Одни виденья.


Четвертое. Если вы не переболеете, закрываясь сверх-защитными масками, то вот как раз в этом случае ваш иммунитет и пострадает: стерильность оставит вас в состоянии неготовности встречи с вирусом. Вы собираетесь всю жизнь ходить в масках? Ибо вирусы не исчезают, а только мутируют. Хотя, вот здесь пусть люди сами решают: хотите, носите маску, но других не заставляйте!
_________________________________

И вот здесь я хочу поговорить о практиках социального дисциплинирования. Ах, как прав оказался Мишель Фуко, говоря о том, что с 17-18 вв. власть начала эволюционировать в сторону усиления дрессировки тел и совершенствования способов наблюдения за человеком. Да, любой из людей обладает свободой воли, свободой выбора и свободой мысли, пока он не стал угрозой для окружающих и себя самого (вот поле для дисциплинирующей функция психиатрии!). Правда, вот содержание угрозы определяется "духом времени и пространства". О чем это я? Коронавирус - это вирус, таких было и будет еще миллион!

Масочно-перчаточный режим, отслеживание по видеокамерам, "умные камеры", перекрывающие вход в общественные места нарушителям этого режима, заваривание дверей (азиатский способ "заботы" о человеке) и т.п.- это первый пример дисциплинирования телесных практик на уровне всего человечества. Тотального дисциплинирования, взывающего к социально-ответственному поведению отдельной личности. А как это - "социально-ответственное поведение"? А это не тогда, когда я бездумно, из страха наказания, выполняю, что мне велят, а это когда я, прежде всего мыслю, а потом действую свободно и адекватно (по весне я уже
писала про это). Информация, накопленная за эти полгода о вирусе и его лечении, вполне позволяет доверять взвешенному решению отдельного человека.

Однако опасно, думаю я, когда социальная ответственность подменяется коллективной ответственностью, доходящей до принципа "круговой поруки" и практики анонимных доносов: это и называется тоталитаризмом, в данном случае, как это парадоксально не звучит - либеральным тоталитаризмом.

Когда власти призывают звонить на горячую линию по поводу всех, кто нарушает масочный режим, когда автобус останавливается, и все пассажиры вовлекаются в травлю против одного-без-маски и т.п. - это практики круговой поруки. Когда и так бедное население запугивается оромнейшими денежными штрафами (в том числе, кондуктора автобусов), мы имеем дело с карательными способами социального дисциплинирования в якобы заботе о жизни людей. Однако с позиции классической либеральной философии Джона Локка, право на жизнь имеет значение, если реализуется право на свободу, иначе - бред.

Нынешние власти во всей полноте решили реализовать принцип "разделяй и властвуй", ибо нынешнее разделение предельно просто: есть маркер: это - ношение маски в общественном месте. Раздаются даже призывы к сегрегации тех, кто отказывается носить. А еще нас всех рассаживают по домам, изолируя от живого общения, от возможности, например, публичных политических акций: реально разделяют и властвуют. Именно властвуют, а не заботятся. Ибо забота предполагает не запугивание и ограничение свободы, а - правдивое информирование, заботу о повышении благосостояния, а также доверие человеческой разумности и способности к автономии (самозаконодательству).

_______________________________

К чему я всё это понаписала. Еще раз, я сомневаюсь в адекватности мер всеобщей защиты от Ковида. Я:
- за нормальное очное обучение;
- за то, чтобы каждый сам принимал решение о ношении масок и перчаток, исходя из собственного здоровья;
- за преодоление паники;
- за отмену карательных мер.

             Декларативное

Закройтесь под маской от жизни в зените –
себя схороните под страхом своим,
но – только меня за собой не тяните:
мне по сердцу пир, пусть во время чумы.

Свобода дороже, как, впрочем, и разум:
здоровье – не в масках, а лишь в головах...
Пусть Лимб или Ад: они – истинный праздник
на фоне бегущих за флагом зевак,

готовых любого, в ком грезят угрозой,
размазать, распять, настучать, как всегда:
Фуко расспросите о власти-с-тромбозом,
чьи смыслы – ризомой: тугая петля;

спросите у Данте о тех, кто не-впущен
совсем никуда, ибо страх умереть
прижал волю-к-жизни, – сказала бы пуще
да Ницше смущён: буду просто гореть.

Горю. Словно факел. Геката не дремлет:
спуститесь в пещеры для встречи с собой –
учуйте, как сила под маской хиреет,
а души сшиваются тонкой иглой.

Tags: ковид, коронавирус, свобода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment