natalija_khaf (natalija_khaf) wrote,
natalija_khaf
natalija_khaf

Categories:

Чуть о перевёртышах греческого мифа (из "незрелых мыслей вслух")

На днях в Сети мне попалась преинтереснейшая картинка.



Она спровоцировала меня пристальнее вглядеться в то, как за последние 100 лет переосмысливались некоторые образы зрелого греческого мифа... ХХ век, вместивший в себя две мировые войны и жестокость социальных экспериментов в разных регионах мира, стал веком обесценивания патриархальных ценностей. Приведу два примера такой инфляции.

Первый пример отражен в выше представленной картинке. Большинству известен греческий миф о похищении Зевсом в образе быка Европы. По сути, этот миф рассказывает о том, как первая волна арийцев - ахейцев - покоряла то, что станет Грецией. Ахейцы шли с востока, с северо-востока, а Европа - символ запада (в пер. с финикийского, Европа означает закат, запад, ибо по одной из версий мифа, Европа - дочь финикийского царя). Ахейцы принесли с собой культ бога-громовержца, что свойственно большинству арийских племен. Этот культ вытеснял культ великой и грозной богини, которую в разных частях Балкан называли по-своему: Деметра (Минойский Крит), Кора (Балканы), Геката (Фракия), Артемида (Эфес), Гера (Аргос). Затем - при постепенном завоевании ахейцами, а позже дорийцами (второй волной арийского захвата) - все эти богини (как и боги, типа Посейдона, Аполлона, Диониса) были подчинены власти Зевса, потеряв свое было могущество в новых приписанных смыслах.

Кстати, у критян (беженцев с Балкан от ахейского завоевания) есть изображение богини-матери, относящиеся ко II тыс. до н.э., усмиряющей быка (Посейдона).




И вот в начале XXI века появляется картинка, которую художник назвал "Девушка, несущая быка". Наверное, художник сам не осознал, как он ею обыграл старый мифологический сюжет с похищением Европы. На этом рисунке бык (Зевс) усмирен женственностью и... похищен? изгоняем? Не важно. Важно лишь то, что Европа справилась с Зевсом, с патриархальностью, что вовсе не означает установления матриархата и возврата к культу великой богини.

Правда, вижу в этой картинке еще один возможный смысл. Девушка, несущая на себе быка, напомнила мне некрасовскую женщину, которая и "в горящую избу войдет", и "коня на скаку остановит", и вот она дошла до того, что взвалила на себя быка (символа инфантильного, в сути своей, мужчины) и несет на себе эту ношу, вместо того, чтобы  сотрудничать или хотя бы с наслаждением кататься...

Второй пример связан с инверсией мифа о Персефоне, выраженной в "Лолите" В. Набокова. Напомню, что миф о Персефоне - дочери того же Зевса и Деметры - тоже полон патриархальности. Хотя, с одной стороны, на этот миф можно посмотреть и так: путь к своей женственности, своей женской судьбе лежит через мужину, через Анимус. В этом смысле, миф показывает важность сепарации женщины от матери через мужчину. А то, что подобная сепарация была необходима, мы видим на примере того, как горюет Деметра без дочери, обезжизнивая все вокруг.  С другой стороны, именно факт горя Деметры нам показывает, что в этой сепарации нуждалась не столько Персефона, сколько мать. Поэтому в данном мифе более важным оказывается мотив очередного похищения мужчиной женщины: Аид похитил Персефону.

Причем, показательно, что грозный бог смерти похищает ее в тот момент, когда та собралась сорвать нарцисс: незрелая женственность "ведется" на нарциссического мужчину. Факт похищения и насильственного замужества есть символ патриархальности, как и то, что именно Зевс и Аид, в конечном итоге, обрисовали правила ее жизни (полгода -  на земле среди живых, полгода - в царстве мертвых).

ХХ век в лице Владимира Набокова подарил нам "Лолиту". Сколько интерпретаций имеет текст - немыслимо! И я вижу в нем еще одну из возможных - разрушение патриархального мифа. Персефона преодолевает власть Аида в образе Лолиты. Вообще, весь роман есть воспроизводство элевсинского мифа в измененной форме. Гумберт уже не действует, как брутальный Аид, он не идет напролом ради достижения своей цели, а действует очень инфантильно, живя подростковыми идеализациями, обходными путями: женится на матери Лолиты ради того, чтобы быть рядом с ее дочерью, чей образ напоминает ему о его первой любви. А после удачной смерти жены он получает абсолютную власть над девушкой-подростком (Корой-Персефоной) в качестве отчима-опекуна, воспользовавшись возрастной особенностью - ее спонтанной сексуальностью, чье желание беспредметно еще, ибо оно ново и желанно само по себе с его игрой в крови и в воображении. И до поры до времени ведет она себя, как персефона: играет по установленным Гумбольтом правилам.

Однако Лолита, в отличие от Персефоны, находится в более свободном полете, ибо она - не жена, и может покинуть похитителя против его воли при удачном стечении обстоятельств для нее, что и происходит. Их новая встреча показывает возросшую силу Лолиты, способную преодолеть власть отчима в ситуации нахождения с ним один на один (побег не является символом преодоления власти, но - символом начавшейся сепарации от патриархального дискурса, освобождение женской сексуальности от болезненной маскулинности, стремящейся только властвовать). Показательно, что происходит это в связи с тем, что она - замужем по любви и готовится к своему материнству.

Другое дело, касающееся уже самой Лолиты, власть-то над собой она преодолела, но насколько ее женственность достигнет зрелости в итоге? В мифе о Персефоне сохранение отношений с Деметрой является выжным моментом женского взросления Персефоны. Лолита, рано осталась без матери. Но ведь собственная женская зрелость является продуктом осознанной сепарации в диалоге с матерью (или другой женщиной, с кем установлены тесные узы) в процессе обретения связи с собственным Анимусом в лице возлюбленного...

А в целом, повторюсь, "Лолита"  вполне сыграла роль перевертыша мифа о Персифоне, символизируя угасание патриархального дискурса, что опять же не означает установление матриархальности.

               
Tags: Аид, Европа, Зевс, Лолита, Персефона, женское, миф, патриархат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments